Российское Казачество ____ ___ Кубанский казачий хор
Последнее
на форуме:
Опрос:
Архив:
Сказание о старой крепости История

Николай ЛИТКОВЕЦ


Судьба крепости Владивосток была предрешена падением Порт-Артура. Именно русско-японская война показала незащищенностью позиций обороняющихся русских войск, что позволило врагу ценой сравнительно небольших потерь нанести им поражение. Урок, что называется, пошел впрок.


Во Владивосток спешно прибыл министр финансов России с целью инспекции местности, где должна была возводиться линия обороны. На Владивосток денег жалеть нельзя - таков был его вывод. Для строительства было отпущено 98 миллиардов рублей золотом. Начали с сооружения подъездной дороги. Она протянулась на 200 км, подходя к каждому будущему форту и опорному порту.


За каждым стоящим фортом был закреплен военный инженер-строитель. Общее же руководство возведением оборонительных линий осуществлял талантливый военный инженер Алексей Петрович Шошин. Активный период строительства длился с 1910 по 1914 год. Возведенные форты, опорные пункты, капониры, потерны, противоминные галереи и брустверы смело можно называть уникальными объектами. Это не преувеличение. Согласно приказу, все сооружения крепости Владивосток должны быть построены качественно и добротно, эстетично и красиво. В подтверждение сказанного - выдержка из приказа А. Шошина по крепостному инженерному управлению, датированного маем 1913 года:


1. Все без исключения сооружения. кроме прочности и устойчивости, должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны.


2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все, до последней мелочи, должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто". В результате и сегодня, по прошествии 90 лет, крепостные сооружения впечатляют.


С сотрудницей центра по эко-просвещению и экоэкскурсиям "Пантера" Маргаритой Маркиной мы поднимаемся на вершину одной из многочисленных сопок, обступивших Владивосток. Здесь находится форт №6 (императора Николая). У замаскированного бетонного сооружения лишь вблизи можно обнаружить площадь для орудий, проволочные заграждения.


Вооружившись фонарями, спускаемся в подземные лабиринты. Обращает на себя внимание входная массивная металлическая дверь. Несмотря на почтенный возраст, она по-прежнему несокрушима. Изготавливались подобные двери в Санкт-Петербурге на Ижорском заводе.


- Однажды на форте Na 3 (Екатерины Великой) нам пришлось снимать одну дверь, так; как ее заклинило и невозможно было пройти внутрь, - рассказывает Маргарита Витальевна. - Мы сломали три пилы по металлу, пока спилили петли. А когда сняли, то ощущение было такое, будто дверь отлита из серебра - настолько красивым был цвет сверкающей стали.


Ходы буквально пронизывают всю систему обороны, соединяясь и снова разбегаясь в разные стороны. Свод потолка - шатрового типа. Пол устлан красивыми узорчатыми плитками, по краям - водосборные желобки, отделяющиеся от стен фигурным плинтусом из цемента, который, кстати, везли судами из Новороссийска, так как цемент местного производства полностью был задействован на строительстве Транссиба. В аккуратных треугольной формы ячейках в стенах находились керосиновые лампы аварийного освещения. Форты имели и свою систему вентиляции. Здесь даже сейчас довольно легко дышится. И слышимость в потернах превосходная.


А на форте № 2 (Петра Великого) существует даже "музыкальная" галерея. Когда ее прокладывали, попали в резонанс со звуковыми волнами, идущими под землей. Получился удивительный эффект.


Здесь же, в брустверных галереях, жили и защитники крепости. Для уюта было сделано все необходимое, в нишах стояли печки - буржуйки, тепло от которых сохранялось целой системой тамбуров и дверей.


Нельзя не сказать несколько слов и о дороге, опоясывающей все сооружения. Для того, чтобы она не размывалась, на склонах сопок были сделаны окопчики - ливневки. Они служили как для сбора воды, так и для незаметного передвижения личного состава. Система ливневок сводилась в мощную канаву -водосток, и вода по трубам уходила по дорогам в овраги. Дороге более восьми десятков лет, но она ни разу не ремонтировалась и до наших дней дошла в идеальном состоянии.


Кто же они, неизвестные строители оборонительных линий крепости Владивосток? Их привозили из центральных губерний России, от 5 до 12 тысяч человек ежегодно. Год изнурительной работы, в основном кайлом и лопатами, - и обратно домой. Ни одного иностранца (хотя дешевой рабочей китайской силы было полно), ни одного каторжанина, хотя рядом был остров Сахалин. Объект-то оборонный...


При строительных крепостных работах, кстати, отличилась и саперная рота, которой командовал поручик Дмитрий Карбышев, впоследствии генерал инженерных войск, замученный фашистами в концлагере.


Николай ЛИТКОВЕЦ

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:


  • Из википедии
  • Парк Минного городка!?
  • Владивостокская крепость
  • КАЗАКИ В КРЕПОСТИ
  • Главный герой — крепость

  • Просмотрено: 4218 раз Комментарии (0)
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
    Личный кабинет:
    Логин
    Пароль
     
    «    Декабрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на данный сайт.
    Яндекс.Метрика